МАИАСП.
2023. № 15 М.Ю. Трейстер (Бонн, Германия) Сосуды «школы
Ампсалака» и парфянское серебро DOI: 10.53737/7020.2023.61.96.007 Страницы: 198—335 |
Среди серебряных сосудов из кочевнических погребений
Нижнего Подонья и Нижнего Поволжья среднесарматского времени выделяется группа сосудов разных
форм, которые объединяет техника декора. Изображения выполнены в плоскостной
манере, контуры переданы длинными прочерченными линиями. Изображения, а также
орнаментальные фризы покрыты позолотой. На рубеже 1980-х — 1990-х годов,
когда я готовил публикацию сосудов из Косики, мне
было очевидно, что указанная группа сосудов представляет собой уникальное
собрание, которое по целому ряду признаков могло быть выполнено в
кочевнической среде специально для их знати. По надписи на тазе, в которой
упоминался некий Ампсалак, сделавший его, я условно
обозначил эту группу сосудов работами «школы Ампсалака»,
впоследствии внеся определенные коррективы в хронологию указанной мастерской,
но не отказавшись от ее выделения. Ни в одной из опубликованных в последние десятилетия
работ, в которых сосуды из Косики относят к
изделиям парфянских мастерских, нет ни одной параллели с парфянскими
серебряными сосудами (!). Либо авторам таковые неизвестны, либо они не
считают нужным обосновать свои атрибуции. С другой стороны, стремление
отнести указанные сосуды к парфянской продукции вполне вписывается в
тенденцию если и не отрицать возможность существования ремесленников-торевтов
и их мастерских в кочевых обществах, в том числе и у сарматов, то ставить ее
под большое сомнение. Стоящие на таких позициях исследователи демонстрируют
незнание широко известных фактов о развитии ремесла,
в том числе металлообработки, в кочевых обществах Евразии. Данная работа представляет попытку апдейта, с учетом новых находок, публикаций и атрибуций,
появившихся за последние почти тридцать лет после издания статьи Как можно реконструировать появление рассматриваемых
сосудов? Рассматривать их все как импортные — оснований нет. Обращает на себя внимание сочетание орнаментальных
мотивов, характерных для торевтики селевкидско-парфянского круга. В то же время, такие
важные компоненты, как композиция декора, размеры и соотношение отдельных
элементов розетт, примитивное исполнение орнаментальных мотивов, в частности
на фризе с побегами растительного орнамента или на розеттах, позволяют
говорить о том, что мастер(а), исполнивший(ие) эти сосуды (Косика, Вербовский), был(и), безусловно, знаком с произведениями торевтики Ближнего Востока, Передней и Центральной Азии,
но не видел их прототипов и не понимал значение и роль элементов и композиции
декора, т.е. являлся представителем другой культуры. Однако это не означает
автоматически, что рассматриваемые сосуды обязательно вышли из мастерских
Парфии. Традиция изготовления кубков с ручками в форме фигурок животных имеет
очень широкое распространение. На общем фоне выделяется кувшин
из Высочино, в котором и уровень исполнения декора
выше, и значительно разнообразнее сам репертуар изображений, многие из
которых характерны для торевтики селевкидско-парфянского круга. Тем не менее, и здесь
изображения выполнены неаккуратно, линии зачастую дублируются, фигуры выходят
за рамки фризов, а из всего богатого технического репертуара торевтов Ближнего и Переднего Востока мастер предпочитал
резец. Статика и примитивизм особенно бросаются в глаза в изображениях
человеческих фигур в сценах рыбной ловли. Так или иначе, кувшин из Высочино,
подвергшийся переделке с дополнением зооморфной ручкой (как и привозной лутерий из Новоалександровки), для номадов Нижнего Подонья был, безусловно,
вещью привозной. В то же время, форма этого кувшина, не имеющая прототипов в
Передней или Центральной Азии и находящая аналогии в гончарной серолощеной керамике Азиатской Сарматии,
скорее говорит о том, что кувшин мог быть выполнен
специально для представителя кочевой элиты. В целом кувшин из Высочино можно рассматривать как промежуточное звено
между произведениями торевтики, выполненными в
мастерских Ближнего Востока или Передней Азии, и группой сосудов из Косики и Вербовского. Данные
сосуды, декор которых подражал парфянским или селевкидским
прототипам, а техника — технике декора кувшина из Высочино,
сразу изготавливались (в тех случаях, когда это было необходимо) с
зооморфными ручками. По сравнению с кувшином из Высочино
резко изменился и репертуар изображений. Это не «мирные» сцены рыбной ловли,
изображения рыб, дельфинов, морских драконов и водоплавающих птиц, а сцены
охоты, сражений или терзания животных грифонами, которые очевидно в большей
степени соответствовали пожеланиям заказчиков. Отмеченные особенности изображений на сосудах из Косики дают основания как для
хронологических заключений, так и предположений о происхождении мастера. Что
касается датировки, то весь круг аналогий свидетельствует о том, что
отнесение сосудов к I в. до н.э. вполне оправданно. Определенные отличия и
в передаче аналогичных изображений и их деталей на сосудах из Косики, Вербовского и коллекции
С.И. Григорьянца и уровень мастерства позволяет предполагать работу
разных мастеров. На общем фоне бросается в глаза определенная небрежность в
передаче деталей на кубке из Вербовского. Это дает
возможность предполагать не только изготовление рассматриваемых сосудов
разными мастерами, но и в разное время в рамках середины I в. до
н.э. — первой половины I в. н.э. Эта реконструкция,
основанная только на анализе форм сосудов, сюжетов, декоративных мотивов,
форм и техники исполнения декоративных элементов без учета исторических
реконструкций, тем не менее, прекрасно согласуется с той реконструкцией,
которая мною была выполнена изначально и, безусловно, под влиянием прочтения
и трактовки надписи на тазе из Косики. |
Ключевые
слова: Азиатская Сарматия, Нижнее
Поволжье, Нижнее Подонье, междуречье Дона и Волги,
Парфия, торевтика, серебряные сосуды, «школа Ампсалака». |
Статья поступила в номер 7 марта Принята к печати 22 марта |
Сведения об авторе: Трейстер Михаил Юрьевич (Бонн, Германия). Dr. phil. habil. (RUS), независимый
исследователь. E-mail: mikhailtreister@yahoo.de |