МАИАСК. 2018.
№ 10
В.М. Лурье (Пермь, Россия)
Сирийское и
армянское христианство в Северной Македонии
от середины
восьмого до середины девятого века
DOI: 10.24411/2219-8857-2018-00020
Страницы: 461—476
Сирийское и армянское влияние на древнейшую культуру
Болгарии отмечалось разными учеными в разных областях, включая археологию и
историю архитектуры, а также историю древнейшей славянской письменности и
книжного дела. Некоторые ученые в поисках источника этого влияния указывали
на имевший место в 750-е годы факт переселения сирийского и армянского
населения из бывших армянских провинций Византии, находившихся тогда в
составе Арабского халифата, на земли нынешней северной Македонии.
Предпринятый впервые в настоящей работе исчерпывающий анализ исторических
свидетельств об этом переселении (сохранившихся на греческом, сирийском,
арабском и армянском языках) показывает, что имело место translatio urbis
— «перенесение» бывшей столицы провинции Великая Армения Феодосиополя
(армянское название — Карин, современное турецкое — Эрзерум), который дал
свое имя городу Струмица в Македонии. В этом переселении участвовала
значительная часть христианского (армянского и сирийского) населения бывших
армянских провинций, особенно окрестностей городов Феодосиополя и Мелитены.
Иммигранты создавали новые города, в которых сохраняли и развивали свои
локальные культы святых, одним из которых стал знаменитый культ Пятнадцати
мучеников Тивериупольских в Струмице. |
Ключевые слова: Северная
Македония, начало христианства у славян, агиография, Струмица, сирийское
христианство, армянское христианство, крещение Болгарии. |
Статья поступила в
номер 12 декабря Принята к печати 29 декабря
|
Сведения
об авторе: Лурье Вадим Миронович (Пермь, Россия).
Доктор философских наук, профессор Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики» в Перми —
филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа
экономики» E-mail: hieromonk@gmail.com |