МАИАСП. 2023. № 15

О.В. Силина (Ферапонтово, Россия)

Орнаментальные круги на подвесных пеленах в стенописи собора Ферапонтова монастыря:

возможный пример визуализации сакрального символа и богослужебной практики

DOI: 10.53737/6877.2023.77.55.038

Доступ к статье (PDF файл)

<< Вернуться обратно

Страницы: 908—943

Рассмотрен цикл декоративных кругов, украшающих подвесные пелены на фресках в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Стенопись выполнена артелью Дионисия в 1502 г., и пояс пелён является самым ранним полностью сохранившимся среди памятников древнерусского монументального искусства. Если иконография и символика изображения подвесных пелён в храмовом пространстве хорошо известны, то причины появления орнаментальных кругов на полотнищах, семантика и особое решение их яруса Дионисием изучены недостаточно. Анализируются тональность фона за пеленами, композиционно-ритмическое построение и количество декоративных кругов, проводятся иконографические параллели с декором иудейских оссуариев и древнерусских саркофагов, храмовым убранством. Сделан вывод о древнейшем происхождении орнаментальных кругов, имеющих сакральное значение, и об уникальном концептуальном решении Дионисия: в трактовке пелён могла найти отражение символика византийских богослужебных часов.

Ключевые слова: собор Рождества Богородицы, фрески, Дионисий, подвесные пелены, круг с орнаментом, круг суточных богослужений, византийские часы.

Статья поступила в номер 4 марта 2023 г.

Принята к печати 19 марта 2023 г.

Сведения об авторе:

Силина Ольга Владимировна (Ферапонтово, Россия). Музей фресок Дионисия, филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

E-mail: silina.mfd@gmail.com