МАИАСП.
2023. № 15 И.Ю. Шауб (Санкт-Петербург, Россия) Некоторые особенности культа Диониса у эллинов и варваров
Северного Причерноморья DOI: 10.53737/9236.2023.89.62.027 Страницы: 701—735 |
Специфика северопонтийского дионисийства рассматривается как обусловленная
фракийскими влияниями: в Ольвии о них прежде всего свидетельствуют орфические таблички, на Боспоре — исключительная популярность в местной
нумизматике заимствованных из Фракии изображений сатиров, культ Диониса Арея, а также необычный образ хтонического
Диониса на погребальных пеликах. На Боспоре и в Херсонесе к кругу этого бога относился
родственный ему фрако-фригийский бог Сабазий. Сочетание на монетах Пантикапея образов сатиров
на аверсе с аполлиническим грифоном на реверсе
позволяет предполагать синкретизм Диониса и Аполлона в религии боспорян, причём в контексте орфических верований. На Боспоре с дионисийским кругом
ассоциируется не только целый ряд богов, культово близких Дионису и
в других областях греческого мира (Деметра, Кора, Геракл, Афродита, Эрот), но
и далёких от него мифологических персонажей (Парис, Европа и др.). Находки в
курганах скифской и синдской знати разнообразных
вещей, часто культового назначения, с изображениями персонажей дионисийского круга свидетельствуют о близости последних
религиозно-мифологическим представлениям варваров. К этому кругу относится и
фигурирующий на ряде памятников мужской двойник змееногой
ипостаси Великой богини («Владыка зверей»), который, как и другие дионисийские персонажи, мыслился как подчиненное ей
божество. |
Ключевые
слова: Северное
Причерноморье, эллины, варвары, религия, культ, Дионис, Сабазий,
сатиры, менады, «Владыка зверей», Великая богиня, орфизм, Фракия, Ольвия, Боспор, Херсонес. |
Статья поступила в номер 18 июня Принята к печати 27
июня |
Сведения об авторе: Шауб Игорь Юрьевич (Санкт-Петербург, Россия). Доктор исторических наук, Институт истории материальной культуры РАН. E-mail: schaubigor@mail.ru
|