МАИАСП. 2021. № 13

Д.П. Шульга (Новосибирск, Россия)

НЕСТОРИАНСКОЕ ХРИСТИАНСТВО В ТАНСКОМ КИТАЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭПИТАФИИ МИ ЦЗИФЭНЯ)

DOI: 10.53737/2713-2021.2021.71.57.034

Доступ к статье (PDF файл)

<< Вернуться обратно

Страницы: 934—941

Сформулированное выходцем из Антиохийской богословской школы, архиепископом Константинополя Несторием радикальное диофизитство не только вызвало активные споры внутри средиземноморского христианского мира, но и стало отправной точкой для стремительного продвижения евангельских идей в Азию вплоть до Дальнего Востока. Несмотря на то, что «теологумен» Нестория достаточно быстро вышел из богословской практики, мы знаем в западной историографии «сирийских христиан» Шёлкового пути как «несториан». При этом на территории КНР прежде всего через эпиграфические и археологические источники открывается масса новой информации о бытовании на территории Поднебесной «светлого учения» (известного экзонима, происходящего от имени Нестория, в Китае не знали, потому именовали новую религию «景教», где первый иероглиф означает «солнечный свет», «сияние», «блеск», а второй — «учение», «религия»). В настоящей работе автор, опираясь на открытые в последние десятилетия материалы, попытается отчасти реконструировать бытование христианства среди согдийцев, бывших одной из наиболее активных торговых наций на Великом Шёлковом пути. Одной из интересных категорий инвентаря, который мы видим нередко в погребениях согдийцев, являются ромейские монеты (а чаще — имитации таковых разной степени качества). Зачастую подобные «солиды» несут на себе и христианскую символику (впрочем, их общая семантика и функции дискуссионны). Но при этом, например, несторианское вероисповедание семьи Ми Цзифэня доказывают, что несторианская стела, установленная в Чанане отнюдь не одинокий и случайный артефакт. Хотя количество «последователей сияющего учения» в самой империи Тан и вассальных Китаю западных уделах точно оценить невозможно, совершенно точно, что немало христиан оттуда воздействовали на религиозную жизнь Поднебесной.

Ключевые слова: несторианство, Западный Край, Шёлковый путь, эпиграфика, империя Тан.

Статья поступила в номер 11 сентября 2021 г.

Принята к печати 21 сентября 2021 г.

Сведения об авторе:

Шульга Даниил Петрович (Новосибирск, Россия). Кандидат исторических наук, доцент кафедры Международных отношений и гуманитарного сотрудничества, Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

E-mail: alkaddafa@gmail.com