МАИАСП.
2021. № 13 Д.П.
Шульга (Новосибирск, Россия) НЕСТОРИАНСКОЕ
ХРИСТИАНСТВО В ТАНСКОМ КИТАЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭПИТАФИИ МИ ЦЗИФЭНЯ) DOI: 10.53737/2713-2021.2021.71.57.034 Страницы: 934—941 |
Сформулированное выходцем из Антиохийской богословской школы, архиепископом
Константинополя Несторием радикальное диофизитство не только вызвало активные споры внутри
средиземноморского христианского мира, но и стало отправной точкой для
стремительного продвижения евангельских идей в Азию вплоть до Дальнего
Востока. Несмотря на то, что «теологумен» Нестория достаточно быстро вышел из богословской
практики, мы знаем в западной историографии «сирийских христиан» Шёлкового
пути как «несториан». При этом на территории КНР прежде всего через эпиграфические и археологические
источники открывается масса новой информации о бытовании на территории
Поднебесной «светлого учения» (известного экзонима,
происходящего от имени Нестория, в Китае не знали,
потому именовали новую религию «景教», где
первый иероглиф означает «солнечный свет», «сияние», «блеск», а второй —
«учение», «религия»). В настоящей
работе автор, опираясь на открытые в последние десятилетия материалы,
попытается отчасти реконструировать бытование христианства среди согдийцев, бывших одной из наиболее активных торговых
наций на Великом Шёлковом пути. Одной из интересных категорий инвентаря,
который мы видим нередко в погребениях согдийцев,
являются ромейские монеты (а чаще — имитации
таковых разной степени качества). Зачастую подобные «солиды»
несут на себе и христианскую символику (впрочем, их общая семантика и функции
дискуссионны). Но при этом, например, несторианское вероисповедание семьи Ми Цзифэня доказывают, что несторианская стела,
установленная в Чанане отнюдь не одинокий и
случайный артефакт. Хотя количество «последователей сияющего учения» в самой
империи Тан и вассальных Китаю западных уделах точно оценить невозможно,
совершенно точно, что немало христиан оттуда воздействовали
на религиозную жизнь Поднебесной. |
Ключевые
слова: несторианство, Западный Край, Шёлковый путь,
эпиграфика, империя Тан. |
Статья поступила в номер 11 сентября Принята к печати
21 сентября |
Сведения об авторе: Шульга Даниил Петрович (Новосибирск, Россия). Кандидат исторических наук, доцент кафедры Международных
отношений и гуманитарного сотрудничества, Сибирский институт управления —
филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при
Президенте Российской Федерации E-mail: alkaddafa@gmail.com |