МАИАСК. 2016. № 8

Н. П. Похилько (дер. Ясная Поляна, Россия).

«Речь философа» в Повести временных лет: вопрос функции и адресата

Доступ к статье (PDF файл)

<< Вернуться обратно

Страницы: 408-454

В статье верифицируется гипотеза катехизической функции Речи философа — текста в составе Повести временных лет. В сопоставлении с древней церковной практикой катехизации доказывается, что ее текст составлен по образцу литургического огласительного чтения (катехизиса для язычников). Вступительная часть «Чтения о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», чье содержание перекликается с содержанием летописной Речи, и иные сведения говорят о том, что праздничным дням памяти древнерусских святых предшествовали в XI в. посты и богослужения, связанные с массовым оглашением. Направленность и содержательные акценты летописного текста позволяют предполагать, что ее автор и последующие редакторы ориентировались на аудиторию, находившуюся под влиянием еретического учения, близкого представлениям богомилов и павликиан. Противоиудейские аллюзии пророческого раздела Речи объясняются контаминацией древнерусскими полемистами приверженцев этой ереси с «жидовинами», что, вероятно, было вызвано специфическим кругом образов, мотивов и идей апокрифической иудейской литературы, воспринятым еретиками.

 

Ключевые слова: Древняя Русь, Речь философа, Повесть временных лет, катехизация, богомилы, павликиане, ереси.

 

Статья поступила в номер 01 сентября 2016 г.

Принята к печати 01 октября 2016.

 

Сведения об авторе:

Похилько Наталья Павловна (дер. Ясная Поляна, Россия). Независимый исследователь.

E-mail: npohilko@mail.ru