МАИАСК.
2016. № 8
Н. П. Похилько (дер. Ясная Поляна, Россия).
«Речь философа» в Повести
временных лет: вопрос функции и адресата
Страницы: 408-454
В статье верифицируется
гипотеза катехизической функции Речи
философа — текста в составе Повести временных лет. В сопоставлении с
древней церковной практикой катехизации
доказывается, что ее текст составлен по образцу литургического огласительного чтения (катехизиса для язычников).
Вступительная часть «Чтения о житии и погублении
блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», чье содержание перекликается с
содержанием летописной Речи, и иные сведения говорят о том, что праздничным
дням памяти древнерусских святых предшествовали в XI в. посты и богослужения, связанные с массовым
оглашением. Направленность и содержательные акценты летописного текста
позволяют предполагать, что ее автор и последующие редакторы ориентировались
на аудиторию, находившуюся под влиянием еретического учения, близкого
представлениям богомилов и павликиан. Противоиудейские аллюзии пророческого раздела Речи объясняются контаминацией
древнерусскими полемистами приверженцев этой ереси с «жидовинами»,
что, вероятно, было вызвано специфическим кругом образов, мотивов и идей
апокрифической иудейской литературы, воспринятым еретиками. |
Ключевые слова: Древняя Русь, Речь философа, Повесть временных
лет, катехизация, богомилы, павликиане, ереси. |
Статья поступила в
номер 01 сентября Принята к печати 01 октября 2016. |
Сведения
об авторе: Похилько Наталья Павловна (дер.
Ясная Поляна, Россия). Независимый
исследователь. E-mail: npohilko@mail.ru |